Меню:
  > Главная
  > Введение
  > История возникновения
Киева
  > Археологические исследования
  > Киев не был
"матерью городов русских"
  > Подводя итоги...
  > Галерея
ИНФО - Киев
Ситуация на дорогах Пробки на Яндекс.Картах
Погода в Киеве Яндекс.Погода
[1] [2] [3]
  История возникновения Киева.(1)

  Раскопки, проводимые в Киеве с начала XX в., дали обильные материалы, осветившие историю столицы Древней Руси с недостижимой по письменным источникам полнотой.
  Возникновение и развитие древнерусских городов давно стало предметом оживленной дискуссии:
  Археологические исследования дали в последние десятилетия много нового материала. Прежние представления о древнерусском городе и особенно о догородских и раннегородских формах, основанные на сравнительно немногочисленных письменных сведениях, были значительно расширены. В первую очередь это касается Киева. Раскопки, проводимые здесь с начала XX в., дали обильные материалы, осветившие историю столицы Древней Руси с недостижимой по письменным источникам полнотой. В результате анализа археологических источников наряду с наблюдениями о топографическом, социально-экономическом и культурном развитии Киева с конца Х в. сложилась новая интерпретация и более ранней его истории: начало города датируется рубежом V—VI веков. Она заключается в том, что уже в VI—VII вв. поселения на правом берегу Днепра достигли стадии «эмбриона города» , который в течение VIII—IX вв. превратился в «раннефеодальный город, а в IX—Х вв. стал вполне развитым средневековым городом» . Эта концепция, подкрепленная празднованием в 1982 г. 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—Х веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера. В связи с этим встает вопрос, как оценивались археологические источники, полученные в последние годы. Дают ли они достаточные основания для выдвинутой интерпретации? Древнейшим заселенным районом Киева считается — не в последнюю очередь из-за своего благоприятного топографического положения — Замковая гора, обособленно возвышающаяся над уровнем Днепра на 70— 80 метров. Заселение этого места, происходившее в третьей четверти I тыс., засвидетельствовано наряду с некоторыми прежними случайными находками (обломки керамики, амфоры, фибула, фигура льва, три византийские монеты), прежде всего культурными отложениями, открытыми в 1930-е и 1940-е годы. Под культурным слоем IX—Х вв. обнаружился более древний слой, первоначально датированный VI—VII веками. Однако тщательный анализ керамики показал, что среди найденных фрагментов лишь незначительная часть принадлежит типу корчак VI—VII вв., а преобладающее число фрагментов относится к славянской керамике VII-IX веков. Несмотря на это, П. П. Толочко датировал указанный древний слой сначала VI—VIII вв., а позднее даже V—VIII вв., хотя при раскопках в северной части горы только в одном из четырех шурфов были обнаружены фрагменты керамики VIII—IX веков. Толочко считает, что поселение возможно уже в VI—VIII вв. было укреплено и его жители, судя по амфорам и монетам, поддерживали торговые связи с византийскими провинциями Северного Причерноморья. Поскольку поселение V— VIII вв. якобы имеет непосредственное продолжение в IX—Х вв., Замковая гора рассматривается как древнейшее ядро более позднего города. Однако в отчете о раскопках 1940 г. вопрос о континуитете поселений оставлен открытым. В нем отчетливо отмечен стерильный слой глины, который находился между двумя указанными культурными прослойками. М. К. Каргер, характеризуя период с середины V до второй половины VIII в. как самый темный период в истории Киева, относил поселение на Замковой горе только к VIII—Х вв. и применил к нему термин «городище», содержащий скрытое указание на укрепленное поселение, хотя в отчете о раскопках он говорит лишь о «селище», а данные об укреплениях отсутствуют. Поселение IX—Х вв. могло быть расположено только в северо-западной части Замковой горы, что подтверждается наличием здесь культурного слоя, сильно нарушенного позднейшими постройками, с остатками трех жилищ и фрагментов керамики. В отчете о раскопках обнаруженные материалы интерпретируются как принадлежавшие преимущественно бедному населению, которое занималось земледелием, охотой и рыболовством, но наряду с этим на основании клада с 37 херсонесскими монетами и одним дирхемом 943 г. делается вывод о наличии и зажиточных жителей. Одна-единственная литейная форма из глины послужила доказательством существования ювелирной мастерской. Такая источниковая база служит Толочко основанием говорить о Замковой горе IX— Х вв. как о «довольно развитом поселении», «центральной части феодального города» , в котором жили представители киевской верхушки. Старокиевская гора, расположенная южнее Замковой, в своей северо-западной части также имела весьма благоприятные топографические условия, которые способствовали с ранних пор возникновению поселения на этом месте. Площадка поселения, надежно защищенная естественным образом с трех сторон крутыми склонами, только с юга нуждалась в искусственных оборонительных сооружениях. При выяснении вопроса, с каких пор началось непрерывное заселение этого ядра более позднего города в Х в., можно опираться на три археологических комплекса: остатки загадочного каменного сооружения, рва и следы четырех жилищ.
  Каменное сооружение, впервые раскопанное В. В. Хвойко в 1908 г. и дополнительно исследованное в 1937 г., состояло из большой каменной платформы размерами 4,2 х 3,5 м с четырьмя выступами на углах. Рядом с ней находился «массивный столб» с чередующимися слоями глины, угля и пепла, а также многочисленными костями животных. Хвойко не сомневался, что это сооружение имело культовый характер. В не опубликованном до сих пор отчете 1937 г. высказано предположение, что это сооружение скорее всего является фундаментом башнеобразного здания. Однако интерпретация Хвойко с тех пор, по существу, не пересматривалась. Действительно, наличие ямы («массивного столба» ), заполненной последовательно остатками трапез и приготовлений к ним, является признаком ритуальных процедур, что больше всего свидетельствует о культовом характере сооружения. Каргер датировал капище широко — VIII—Х веками. Толочко, который еще в 1970 г. следовал датировке Каргера, теперь исходит из того, что капище существовало уже в VI—VII вв., и это, по его мнению, свидетельствует о том, что поселение на Старокиевской горе уже к тому времени являлось культово-религиозным центром полянского союза племен. Однако остатки печи, фрагменты лепной керамики и глиняное пряслице, обнаруженные в 1937 г. под каменной плитой, едва ли говорят об этом......

[1] [2] [3]

И. Басыров 2008   ©   Все права защищены!

Рейтинг@Mail.ru


Сайт создан в системе uCoz