|
Введение Киев — один из древнейших центров славянства, «стольный град» могучего раннефеодального государства — Киевской Руси, слава о котором широко распространилась в Европе и Азии, в странах Запада и Востока. За Киевом история закрепила название «матери городов русских», колыбели древнерусской народности, из которой выросли три братских народа — русский, украинский и белорусский. Он был одним из тех очагов, где родилась и сформировалась древнерусская культура, ставшая одним из высших достижений человеческой цивилизации. «...Давно это было: в один из дней впервые на берегу Днепра застучал топор. В городище на крутом склоне начал княжить Кий. Поутру, чуть брезжил свет, спускалась умываться к реке сестра князя Кия красавица Лыбедь, гляделась в воду, точно в зеркало... Другой ее брат, Щек, строился на горе, названной потом Щекавицею, а третий, Хорив, обосновался осторонь. И его гору называть стали Хоривицею». Так начинает древнерусский летописец Нестор, автор «Повести временных лет», повествование о том, «откуда стала есть Русская земля, кто в Киеве начал раньше княжити». И далее он рассказывает об основании города тремя братьями: Кием, Хоривом и Щеком. Город был назван в честь старшего брата — Киевом. Древнейшее датированное упоминание о Киеве приведено в древнерусской летописи под 860 г. В 882 г. новгородский князь Олег завладел Киевом и присоединил Киевское княжество к Новгородскому. Олег переносит свою резиденцию в Киев, на Старокиевскую гору, и с этого времени город становится столицей Древнерусского государства. Позднее, в период княжения Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, город достигает расцвета и становится, по словам современников, соперником Константинополя. Во время княжения Владимира Святославича в 988 г. на Руси было введено в качестве государственной религии христианство. В 989—996 гг. сооружен главный храм Киевской Руси — Десятинная церковь. В те времена в структуре Киева четко выделялись две части — Верхний и Нижний город. Верхний город — Детинец (град Владимира) располагался на Старокиевской горе, Нижний находился на месте нынешнего Подола. В исторических и краеведческих музеях нашей страны можно увидеть предметы глубокой древности – «топоры древорубные», которыми наши предки строили «суденышки дубовые». Есть здесь и черепки битой глиняной посуды, и куски полуистлевшей кожаной обуви, и кусочки ткани, из которой была сшита одежда людей, живших за много веков до нас. Можно увидеть кирпичи, оставшиеся от прежних построек, и серебряные украшения, и полусгнившее деревянное ведерко, окованное железными обручами, и еще многое другое. Извлеченные из недр земли, древние вещи красноречиво рассказывают о жизни наших предков. Вот, например, в музейной витрине лежит под стеклом мотыга, а рядом с ней – корень дерева с толстым крепким суком. Это – первобытная соха. Таковы земледельческие орудия тех далеких времен, о которых не дошло до нас никаких письменных известий. А вот и зерно, сохранившееся в битом глиняном горшке, вылепленном руками человека, жившего за тысячу лет, а может быть, и полторы тысячи лет до нас. В одной из следующих витрин видим топор – тоже земледельческое орудие; им подсекали деревья, которые затем валили наземь, и выкорчевывали пни, подготавливая таким образом пашню; топор не только земледельческое орудие – он в то же время и оружие; недаром рядом с ним в этой витрине лежат дротик и стрелы. С топором, дротиком, стрелами и копьем шли наши предки в битву с врагами. Тут же, в музее, находятся и глиняные горшки для приготовления пищи, и миски, из которых ели наши предки, и глиняные детские игрушки. По этим вещественным памятникам воссоздается далекое прошлое нашей России. |
||||||||||||||||||
И. Басыров 2008 © Все права защищены!
|